понедельник, 27 августа 2012 г.

Татары Ульяновской области


Татары Ульяновской области

     История повествует, что на территории современной Ульяновской области татары появились давно. Когда-то эти земли входили в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и населялись предками татар. Со второй половины XVI века сюда начали переселяться служилые татары с территории современной Нижегородской области и Мордовии.
     Татары Ульяновской области, в основном так называемые татары-мишаре, являются прямыми потомками булгар. Многие географические названия области сохраняют корни булгаро-тюркской топонимики. Однако нынешние татарские поселения стали возникать в конце XVI века, т.е. после завоевания Казани и падения Казанского ханства.
     Из среды симбирско - ульяновских татар вышло много известных, выдающихся деятелей, оставивших заметный след в науке, литературе и искусстве. Всем татарам широко известны имена поэтов Габделжаббара Кандалый, уроженца села Ертуганово (Старые Кандалы), и Сагита Сюнчали; писателя и литературоведа, профессора Казанского государственного университета Ибрагима Нуруллина, Сахаба Урайского, татарского поэта, журналиста и переводчика. В 1932-38 гг. он был редактором куйбышевской областной татарской газеты "Колхозник". В селе Новые Зимницы родился Вафа Бахтияров, ставший впоследствии редактором татарской газеты «Эль-Ислях», на страницах которой печатался в свое время Габдулла Тукай.
     В историю татарского театра навсегда вошло имя Бари Гафурова, известного под псевдонимом Тарханов. Он впервые в 1916 году организовал в Ульяновске профессиональную театральную труппу под названием «Ирек», после революции ее переименовали в «Кызыл йолдыз». В этой труппе в разные годы участвовали Карим Тинчурин, Кави Наджми, Тазетдин Гиззатов (Т. Гиззат) и будущие известные татарские актеры Фатхия Юсупова и Саит Булатов. В Симбирске же выросла еще одна звезда театра – Асия Измайлова, популярная актриса 50-х годов.
     В селе Асаново Чердаклинского района родилась и училась будущая просветительница и поэтесса Хадича Шаммасова (1876 - 1948 гг.). А в Татарском Калмаюре вырос Касым Фатхетдинов, известный поэт предвоенных лет Демьян Фатхи (1906 - 1943гг.). Он погиб под Сталинградом.
     В селе Старая Тюгальбуга началась актерская деятельность Файзуллы Туишева, известного аккомпаниатора многих популярных татарских певцов и певиц. Своей виртуозной игрой на гармони Туишев поражал многих знатоков татарской музыки. В этом же селе родился член Союза писателей Татарстана Лерон Хамидуллин.
     В настоящее время в области проживают около 169 тысяч татар (по данным переписи 2002 года). В основном они живут в Ульяновске, Димитровграде и компактно в Старокулаткинском, Мелекесском, Новомалыкленском и Чердаклинском районах. Для них работает национально-культурная автономия татар (образована в апреле 1997 года как национально-культурная автономия татар г.Ульяновска, а в июне 1998 года она преобразована в образована Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия. Первым председателем был избран Почётный гражданин Ульяновской области Азат Курчаков, заместителем - Рифгат Ахмедуллов), татарский культурный центр «Туган тел», общество «Мослимэ», общества "Булгарское возрождение", "Ак калфак", объединение татарских бизнесменов "Сембер", национально-культурное общество «Маданият», молодежный клуб «Мирас»,молодежный центр "ТМЦ" Ульяновской области, просветительское общество "Омет" (г. Димитровград), открыты татарские школы (88) и факультативные кружки по изучению языка и культуры (134), совместно с администрацией Ульяновской области издаются татарские газеты "Омет" (главный редактор Исхак Халимов) и "Кумяк кюч" (Старокулаткинский район). В июле 2007 года в эфире Ульяновского телеканала "2х2" вновь зазвучала татарская речь в передаче "Чишмэ".
     Не забыто и славное начинание Бари Тарханова – симбирско-ульяновский татарский театр. Его дело продолжают 30 самодеятельных татарских театров и коллективов.

          источник: tatarstan.ru

          История села Большой Чирклей 

     История образования
     Наше село, по рассказам старожилов существуeт около 400 лет. Местность, где протекает речушка, представляла собой непроходимое болото. А вокруг болота простирался лес. Прибыв, сюда люди сочли местность пригодной для заселения (правда они сначала поселились недалеко от села Рызлей, однако боясь разногласий с его жителями, переселились в местность, где сейчас располагается село Большой Чирклей). Население села стало постепенно очищать местность от леса, который в свою очередь использовался для строительства домов. Освобожденные от леса участки засевались зерном.
     Село назвали Чирклеем потому что местность возле речки, где она располагалось, обитало множество комаров, а по татарски комаров называли «черки». Отсюда и пошло название Чирклея. Со временем численность населения села разрасталось и село переименовали в Большой Чирклей.
     Чирклейцы поселившиеся раньше всех остальных получили достаточное количество земли, а другие переселившиеся позже, получили более скудные участки или вообще их не получили. В одиночку очистить участок леса было очень трудно, поэтому малоземельные крестьяне или безземельные были вынуждены наниматься к дворянам соседних деревень. Одним из таких дворянином был Сараев из соседнего села Никулино (его дом в 1951 году был перевезен в Большой Чирклей, в нем сейчас находится средняя школа).

     Культура и образование
     В дореволюционный и после революционный годы в селе культурный уровень был низким. Только в 1924 году была открыта начальная школа. Обучение сначала велось дома у Ягудина Алимжана Мухамметжановича, а потом в доме Ибрагимова Айнетдина, где учились около 30 детей. Первыми учителями были Шафеев Самахедин Шарафетдинович, Мансуров Ибрагим Халлетдинович, Юсупов Риза Тагирович, Конищева. В 1927 году в селе открыли первую школу, обучение велось по семилетней программе. Только в 1965 году школа получила статус средней. Первая библиотека в Большом Чирклее появилась в 1925 году в доме Ибраева Сулеймана.
     Клуб в селе был построен в 1966 году, при нем была образована библиотека. Сгорел в 1976 году 5 февраля (после отчетного выборного собрания).

     Медицина
     В 1930году в селе открыли первый медпункт, медработником был назначен Фарафонтов. В 1936 году на его место пришла Аюпова Лятифя Х.

     Транспорт и коммуникации
     Первая ветка железной дороги начала строится в 1913 году.
     Электричество в селе появилось в 1965 году.

     Сельское хозяйство
     В Большом Чирклее колхоз был образован в 1929 году и назывался он «12 лет Октября». В артель входили 14 дворов. Хозяйство располагало 2 сеялками, 15 лошадьми, столько же имели конных плугов. Площадь колхоза составляло не более 30 гектаров. Председателем был Бадаев Билял.
     В 1929 году появился в колхозе первый трактор. К 1930 году в артель входило уже около 200 дворов.
     В 1933 году хозяйство получило новый трактор марки ФСУД 30 Н.

     Великая Отечественная война (1941 - 1945)
     Во время великой отечественной войны на защиту родины ушли из села около 400 человек. Многие погибли в боях или пропали без вести.

     источник: chirklei.narod.ru
           Еще о татарах Ульяновской области
          Рустям Самерханов, www.atlash.ru

     Как одна из основных этнических групп Ульяновской области татары составляют на 1989 г. 11,4% населения (на 1897 г. - 9,3% населения Симбирской губернии). Проживают татары наиболее компактно в Старокулаткинском (92,3%), Павловском, Цильнинском, заволжских районах.
     Татары - представители тюркской группы алтайской языковой семьи. В этническом составе татарского населения имеются различные компоненты: древние тюркские (пришедшие из азиатских степей в I тыс. н.э.), булгарские, кипчакские, и другие тюркоязычные племена, а также некоторые финно-угорские и славянские. В Симбирском крае выделяют локальные группы татар: буинские, симбирские, карсунские, хвалынские (Старокулаткинского, Павловского, Николаевского районов) и татары заволжских районов.
     Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя "боргарлы", "казанлы" или "мослеман" (мусульмане). Лишь в XX столетии слово "татары" окончательно превратилось в самоназвание народа. Среди татар Среднего Поволжья выделяются две основные этнические группы: казанские татары и мишари. На территории Ульяновской области проживают преимущественно татары-мишари. Происхождение мишарей полностью не выяснено. Большинство исследователей считают их потомками отюретченной финно-угорской мещеры. По другому мнению, формирование татар-мишарей шло на основе развития западной булгаро-буртасской части населения Булгарии.
     Массовое расселение мишарей в Симбирском крае начинается с XVI века из Темниковского уезда (входящего в состав Касимовского царства), ныне Мордовия. Наряду с этим, по мнению ряда ученых ": процесс этнического развития татар-мишарей с древнейших времен протекал в тесной связи и с предками казанских татар. Позже, при наличии единого центра - Казани - происходила консолидация этих двух этнографических групп в единый народ". Несмотря на то, что предки казанских татар, жили на территории Симбирской губернии задолго до основания Симбирска, закрепление за татарами местных земель началось с заселения служилыми татарами Московского государства Симбирского края.

     Еще...

     Село Старый Атлаш расположено у истока речки Избалык (или у истока речки Атлаш - левого притока речки Избалык) правого притока реки Терешка. Географические координаты 52 47 13 с.ш. и 47 18 33 в.д. Вот как описывается местонахождение села от города Хвалынска: "В 12 вер. к с.-з. от Хвалынска лежит большое с. Елшанка ... От Елшанки к с. в 10 вер. лежит село Старая Лебежайка ... Вер. в 16 от Лебежайки к з. расположена татарская деревня Старая Кулатка, имеющая более 5000 ж., волостное правление, 8 мечетей, лавки и базары. В 12 вер. от Ст. Кулатки к ю.-з. находится другое татарское селение Стар. Мостяк, имеющее до 4000 ж., 7 мечетей и школу, а в 10 в. к с.-з. от Мостяка - волостное, также татарское, селение Стар. Атлаш, имеющее до 3000 ж., волостное правление, 5 мечетей, 2 школы, лавки, дегтярное заведение и базары"
           Старокулаткинский район Ульяновской области

     Начало истории Старокулаткинского района Ульяновской области относится к концу XVII и началу XVIII веков. Территория района ранее входила в земли Хвалынского уезда Саратовской губернии.
     Укрепляя смежные границы Русского государства, царь Петр I в конце XVII в. начал проводить политику заселения края людьми татарского происхождения. Это были пришлые люди из Темникова Тамбовской области, Симбирска и Казани, так или иначе связанные с воинской службой в царских войсках.
     Деревня Кулатка заселялась в несколько этапов, в 1704-1718 годах. Заселяли мурзы (мурза приравнивался к офицерскому званию царской армии) со своими приближенными. Целинные земли, расположенные на территории района, мурзы получали взамен за службу, и чем выше была заслуга мурзы перед Отечеством, тем больше земли он получал.
     Татарские конные войска, где служили мурзы со своими приближенными и родственниками, активно участвовали в Азовских походах, в подавлении башкирских мятежей, северной войне против шведов, Полтавской битве (1709 г.) Все эти люди в основном и положили начало народонаселению Кулаткинской волости - сел Старая Кулатка (ныне Новая Кулатка), Усть Кулатка и Новая Яндовка (ныне Новая Яндовка).
     Начиная с 1720 года мурзы, служилые татары стали утрачивать свои преимущества. Причиной тому стал указ царя, который запретил мурзам, служилым татарам держать в качестве крепостных людей христианской веры. Если до принятия указа за закрепленные земли платили небольшой ясак (налог), то теперь его заменили подушной податью, что очень тяжело принималось привилегированной знатью. По сути их приравняли к податному населению. Привилегированное положение служилых мурз и татар окончательно ликвидировали при введении подушного обложения, когда их наравне с ясачными записали в список облагаемых подушной податью, таким образом, причислив к податному сословию. С этого времени положение большинства мурз и татар фактически не отличалось от положения государственных крестьян. Постепенно, чрезмерное количество налогов сделали свое дело - мурзы, султаны и другие служилые татары разорились окончательно и стали простыми государственными крестьянами. Лишь небольшая часть мурз и других служивых татар, в основном в самой Кулатке, избежала перехода в ряды государственных крестьян или в податное сословие, приняв русские фамилии. Таким образом, в конце XVIII века отдельные мурзы уже носили русские фамилии - Богдановых, Богдаловых, Давыдовых, Кутузовых, однако их число было невелико и настоящими дворянами они так и не стали, т. к. крепостное право, его правовые, экономические отношения душили любые проявления прогрессивных начинаний. Постепенно подавляющее большинство татар стали землепашцами.
     Целинная земля давала большие урожаи, была плодородной, и крестьяне в основном занимались хлебопашеством, выращивали скот. Однако источником жизни многих являлась служба в императорской армии (так называлась до конца XIX века регулярная армия Петра I).
     После отмены крепостного права повсеместно в Поволжье, в том числе и на территории нашего района наблюдается оживление экономики, что и вызвало необходимость в организации ярмарок. Наблюдалось и развитие отдельных промыслов. Многие крестьяне пошли в торговлю. Во второй половине XIX века широкое распространении в самой Старой Кулатке, волостном центре, получил кузнечный промысел, заключавшийся в изготовлении разного рода домовых принадлежностей: оконных и дверных петель, крючков, накладок замков, ухватов, топоров, лопат и т. д. По берегу реки Кулатка сооружались десятки кузниц, целые династии занимались кузнечным ремеслом. Широкое распространение в Старом Атлаше получил скорняжный промысел, скорняки выделывали такую овчину и мерлушку, что спрос превышал предложение. Одновременно развивалось шорное дело и портняжничество, эти ремесла были развиты в Старом Мостяке, Новой Кулатке, Бахтеевке. В 1889 году на берегу реки Кулатка около Новой Кулатки был построен саратовским предпринимателем, уроженцем села, мыловаренный завод по производству мыла. Успех оказался большим, и продукция покупалась как внутри волости, так и за ее пределами. Завод закрыли в связи с началом первой мировой войны. Мукомольное производство получило свое развитие в населенных пунктах Старая Кулатка, Новая Кулатка, Бахтеевка, Средняя Терешка. Таким образом, во второй половине XIX века, особенно в третьей его четверти, зачатки капиталистических отношений постепенно входили в сельскую жизнь.
     На начало 1917 года в 29 населенных пунктах волостей (территория сегодняшнего Старокулаткинского района) проживало более 50 тысяч человек (по материалам Саратовского архива и Хвалынского музея). К этому времени среди татарского, а также чувашского и мордовского населения района произошло полное расслоение. Появились богатые в лице кулаков или так называемая сельская буржуазия. Безземельных, безлошадных крестьян называли наемными рабочими, по-другому - батраками. В 1911 году в Старокулаткинской волости бескровных, безлошадных крестьянских дворов было 25% от общего количества, а к началу февральской революции их количество достигло 40%. В 1910-1911 годах бедным слоям крестьянства пришлось очень туго, в эти годы была засуха, голод и многочисленные болезни (медицинская помощь практически отсутствовала, на все населенные пункты было два фельдшера) косили людей.
     Вот почему идеи Октябрьской революции легли на благодатную почву и народ с великим воодушевление воспринял революцию. Нужно подчеркнуть и тот факт, что установление новой власти на территории района в основном прошло мирным путем, без вооруженных конфликтов, хотя кулачество затаилось, приняв выжидательную политику.
     В гражданской войне, на всех фронтах, приняли участие 3 тысячи 600 человек из всех сел Старокулаткинской, Староатлашской, Среднетерешанской, Старолебежайской волостей. Многим из них не суждено было вернуться домой. Старокулаткинцы сражались в составе легендарных Чапаевской, Симбирской Железной дивизий, татарских полков и бригад.
     К концу 1920 года наблюдается процесс объединения отдельных крестьянских хозяйств в артели, а некоторые умельцы-самородки кооперировались по специальностям. Однако первая мировая, затем гражданская войны окончательно разрушили экономические связи в стране, губерниях, волостях и деревнях. Везде царили экономический хаос, бесхозяйственность. Село потеряло в этих войнах наиболее физически крепких и способных мужчин. Многие крестьянские семьи остались без тягловой силы - лошадей и быков. Тем не менее, жизнь не стояла на месте, с неимоверными усилиями крестьяне стали налаживать свои хозяйства и экономика начала оживать.
     В годы коллективизации шло массовое обобществление лошадей, коров, хозяйственного инвентаря. К концу 1929 года в каждом селе образовалось по несколько колхозов, со временем они объединялись, укрупнялись. К этому времени исходит образование Старокулаткинского района.

     По материалам книги Х. А. Насырова "История Старокулаткинского района (1700 - 2000 гг.)" - www.kulatka.ru
           «Мы жили и живем с народом русским вместе»

     В Ульяновской области проживает 169 тысяч татар. Это добрый, трудолюбивый, дружелюбный народ, который стремится к тесному взаимному общению, к упрочению связей с татарами, проживающими на территории республики Татарстан. Ульяновская областная администрация делает многое для сохранения и развития татарской культуры, языка и национальных традиций. В 1989 году в Ульяновске был создан Дом дружбы народов, вышел в свет первый номер газеты «Эмет», а на ГТРК «Волга» начала работу передача на татарском языке «Чишме».
     Дом дружбы народов, позже преобразованный в Центр по возрождению и развитию национальных культур Ульяновской области, возглавила Софья Алексеевна Орлова, приложившая немало усилий для популяризации национальных культурных традиций, народного искусства, обрядов татарского народа. Вот что она рассказала о работе в этом направлении.
     "Связь с Татарстаном у нас очень тесная. На протяжении 15 лет мы проводим культурно-массовые мероприятия, которые давно стали традиционными и способствуют укреплению дружбы и сотрудничества всех поволжских народов. Фольклор, обычаи, обряды - показатель самобытности народов, та сила, которая сегодня объединяет людей. В 1995 году при нашем Центре был создан Центр татарской культуры, тогда же появились коллективы художественной самодеятельности: ансамбль песни и танца "Сембер", детский хореографический ансамбль "Йолдыз", театральный коллектив, ансамбль народных инструментов "Жидегэн". Каждый год проводятся большие, яркие праздники, а также областные фестивали татарской культуры: "Сембер жыры" ("Симбирская песня"), детские "Сембер кынгыраулары" ("Симбирские колокольчики"), "Шома бас" ("Танцуй веселей"). Эти праздники собирают вместе татар Ульяновской области и многочисленных гостей из других городов. Постоянными участниками фестивалей являются творческие коллективы из республики Татарстан: фольклорный музыкальный ансамбль "Сорнай", ансамбль танца "Казан" и другие. Вот уже два года по распоряжению М. Шаймиева за всеми районами компактного проживания татар закреплены свои шефы. Так, например, Ульяновской области оказывает поддержку в проведении культурных мероприятий город Чистополь. Гости из Татарстана приезжают со своими творческими коллективами, выставками, изделиями мастеров. Они привозят книги и учебники на татарском языке, методическую литературу.
     Только что в Ульяновске состоялся традиционный татарский праздник "Сабантуй", очень массовый и веселый. Программа в этом году была необычайно насыщенной, приготовлены хорошие призы. На скачках приз от мэра Ульяновска - музыкальный центр, от Чистополя - телевизор; в соревнованиях по борьбе приз от губернатора Ульяновской области - холодильник, от спонсоров - живой баран. На празднике присутствовала секретарь Госсовета республики Татарстан Валентина Николаевна Липужина.
     В июне же открылась и регата, посвященная 1000-летию Казани. Ульяновский Центр татарской культуры участвовал в торжественном ее открытии. Сейчас мы готовимся к межрегиональному фестивалю культур тюркоязычных народов, который тоже пройдет под знаком тысячелетия Казани".
     В июне 1998 года была образована Ульяновская региональная татарская национально-культурная автономия. Ее возглавил профессор Азат Курчаков (ныне исполкомом руководит Роза Шамярдяновна Ахметжанова). В Димитровграде и в каждом районе, где компактно проживают татары, были созданы районные советы автономии. Руководителями этих советов избрали наиболее авторитетных людей.
     В кабинете исполкома Ульяновской татарской автономии тесно от посетителей: решаются неотложные дела, заглядывают неожиданные гости, заходят представители автономии. В июне работы всегда много: повсеместно проходит "Сабантуй" . Этот национальный татарский праздник имеет многовековую историю. Он привлекает своей заразительной лихостью, всеобщим весельем, массовостью, где каждый гость является одновременно и участником, и зрителем. Помощь районам в подготовке к "Сабантую" оказывает директор Центра татарской культуры Гульсиня Зиннуровна Герасимова. Она же организовывает и другие обрядовые праздники: "Навруз", "Каз эмэсе", праздники семьи, конкурсы, встречи с интересными людьми. В апреле Центр татарской культуры отметил свое 10-летие. Всех, кто любит татарскую культуру и музыку, он объединил в творческие коллективы, которые развернули широкую концертную деятельность. Сама Гульсиня Зиннуровна руководит ансамблем народных инструментов, ее коллеги Д.З. Мифтахова, Г.П. Яппарова, Г.С. Парфенова - танцевальными, песенными и театральным коллективами, которые неоднократно награждались дипломами межрегиональных конкурсов и фестивалей.
     "Творческие связи с Казанью, - говорит Г.З Герасимова, - у нас очень тесные. Многие наши работники получили там образование. Казанскую академию искусств окончили Е.А. Рузанова, Д.З. Мифтахова, я тоже выпускница академии. Ульяновский центр татарской культуры постоянно приглашает на свои мероприятия артистов Казанской филармонии, театра имени Г. Камала, профессиональные и самодеятельные танцевальные и песенные коллективы. Без казанских гостей не обходится ни один большой праздник".
     В исполком зашел редактор газеты "Эмет" Исхак Халимов. Он пользуется заслуженным авторитетом среди ульяновских журналистов: тираж газеты "Эмет" стабильно высок, газета себя окупает, значит, нужна читателям. Забот у Исхака Халимова много. Он занимается не только газетой, но и выпуском книг местных татарских авторов. За последние годы издано десять сборников общим тиражом 9,5 тысяч экземпляров. Правительство Татарстана обеспечило редакцию издательским комплексом, диктофонами. В свою очередь, "Эмет" в течение года ведет постоянную рубрику "К 1000-летию Казани".
     Только Исхак назвал имена татарских поэтов и писателей, книги которых появились на свет во многом благодаря помощи татарской автономии, как дверь в кабинет открылась, и на пороге появилась настоящая красавица, татарская поэтесса Иделбикэ с новой своей рукописью.
     Вот из отдаленного Николаевского района прибыл в связи с подготовкой к Сабантую руководитель районной автономии Тукфят Кабирович Биктимиров. "В Николаевском районе, - с гордостью рассказывает от, - самая дружная татарская автономия. Особенно славится татарское село Большой Чирклей. В народе его называют "Большая Москва". Семьи здесь особенно крепкие - нет ни разводов, ни брошенных стариков. Раньше мужики, бывало, выпивали, теперь пьющих нет, даже курящих не осталось. В селе большая школа, 396 учеников, с изучением татарского языка".
     Появление в кабинете генерального директора компании "Улампэк" Камиля Ислямовича Мусина не вызывает удивления у присутствующих: он член исполкома, спонсор многих мероприятий, проводимых автономией. По его инициативе в Ульяновске была создана общественная организация татарских бизнесменов "Сембер". Камиль Ислямович прилагает много усилий, чтобы наладить более тесное экономическое сотрудничество с Татарстаном, получить разрешение регистрировать филиалы ульяновских фирм в Казани, и даже выступал по этому вопросу в Министерстве торговли республики. Учредители организации (Р.Т. Кузахметов, Р.З. Курмакаев, М.И. Якупов, Р.Р. Гизятов) объединили свои усилия и направили их на создание стабильной и социально-ориентированной экономики Ульяновской области, на развитие потенциала татарской интеллигенции, на финансирование программ областной татарской автономии.
     "Сегодня мы можем говорить о возрождении национальной культуры и самобытности татарского народа, - говорит заместитель председателя исполкома Рифгат Фазуллович Ахмедуллов. - В Ульяновской области наиболее компактно татары проживают в Старокулаткинском, Барышском, Новомалыклинском, Чердаклинском, Павловском районе. Наша автономия заинтересована, чтобы в татарских селах дети изучали свой родной язык, чтобы помнили обычаи предков и несли национальную культуру будущим поколениям. В настоящее время в Ульяновской области татарский язык изучается в 91 школе, а в 148 школах ведутся факультативы, всего охвачено обучением около девяти тысяч детей. Учителей для преподавания татарского языка в старших классах готовит Ульяновский государственный педагогический университет, для начальных классов - Сенгилеевское педагогическое училище и педколледж № 1.
     Наши связи с республикой Татарстан растут год от года. Укреплению сотрудничества способствует "Соглашение между республикой Татарстан и Ульяновской областью о принципах сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях". Сейчас наша автономия готовится к празднованию 1000-летия Казани. Исполком Ульяновской татарской автономии утвердил список делегатов из числа авторитетных людей, которые будут представлять наш город на юбилее прекрасной столицы республики Татарстан".

     Симбирск со времени своего основания более 200 лет оставался под покровительством древней Казани, в XVII веке подчинялся Приказу Казанского Дворца, а в 1708-1780 годах входил в состав Казанской губернии.
     В декабре 1780 года казанский генерал-губернатор князь П.С. Мещерский руководил открытием учрежденного в том году самостоятельного Симбирского наместничества, переименованного вскоре в Симбирскую губернию. И после этого Симбирск не утратил исторически сложившихся многообразных и тесных связей с Казанью. До 1832 года Симбирская губерния оставалась в составе Казанской епархии, причем казанские архипастыри официально именовались "Казанскими и Симбирскими". Симбирские учебные заведения до революции находились в составе Казанского учебного округа.
     С годами дружба поволжских городов все более крепла, и ныне наши связи с Казанью стали неразрывными: общие культурные традиции, этническое единство и тесное экономическое сотрудничество - все это имеет сегодня огромное историческое и общественное значение.

     журнал "Мономах" №3 2005 г. (электронная версия)

1 комментарий:

  1. DOPOLNENIE........ Kulatkinskii raion Mastjak-( starii),,,,,,po moemu lichnomu izuchenijy,zachoronenija vblizi kazan tau,nosjat harakter do musulmanskogo vremeni,eto govorit o tom chto s nachala eto bilo Bulgarskoe poselenie k kotoromu bili prisoedeneni po ukazu Petra,sluzivie.........................................skulptor R.Saifulin.Finljandija

    ОтветитьУдалить