понедельник, 2 июля 2012 г.

Татары Башкортостана - своеобразная и мощная ветвь татарского народа

Татары Башкортостана - своеобразная и мощная ветвь татарского народа
Радик Сибагатов,
доктор филологических наук, профессор

В связи с подготовкой к Всероссийской переписи населения в Башкортостане вновь усугубился "татарский вопрос": намного чаще, чем обычно, стали писать и говорить о том, что татары Башкортостана "только по ошибке" называют себя татарами, тогда как "на самом деле они являются башкирами".
Авторы многих публикаций в периодической печати ставят "важную" и "вполне реальную", по их мнению, цель: довести во время переписи населения количество башкир в республике до 35 - 40 процентов (по существующим на сегодня данным, количество башкир в республике составляет 22 процента). Удивляет то, что добиться этой цели они хотят не обычными, естественными способами, а посредством изменения этнического названия.
Нам, народу Башкортостана, говорящему на татарском языке, необходимо четко определить свой национальный статус. Чтобы не было колебаний ни у нас, ни у представителей других народов. Иначе мы будем не в силах управлять своей судьбой. Нас будут учить, как и по чьему образцу нам обустраивать свою жизнь, на каком языке читать и писать, какие выбирать духовно-культурные ориентиры. Уже сегодня некие силы стремятся навязать нам свою волю. Со всем этим мы встречались и раньше.
Естественно возникают вопросы: "Почему мы называем себя татарами?" "В какой степени мы башкиры?" "Как доказать свою принадлежность к татарам?" "Чем объясняется наша близость к башкирам?"
Постараемся объективно и как можно лучше уяснить, какое мы имеем отношение к казанским татарам и какое - к башкирам. Для этого существуют две возможности: 1) охарактеризовать современное этническое лицо народа (самосознание, особенности языка и культуры, этнографические и антропологические признаки); 2) проследить этническую историю народа с древнейших времен до сегодняшнего дня.
Во время переписи населения национальное самосознание официально признается основой для определения принадлежности человека к той или иной нации: каждый человек имеет право сам назвать свою национальность. При этом выявляется, что основная часть народа, чей национальный статус считается в нашей республике спорным и которая в соответствии с разного рода академическими схемами или политическими концепциями причисляется то к башкирам, то к татарам, на самом деле относит себя во время переписи к числу татар. Интересно и то, что по мере возрастания уровня свободы для волеизъявления народа в западных и северо-западных районах республики число татар во время переписи населения увеличивается, а число башкир соответственно уменьшается. Во время переписи населения решается и вопрос о языке. В восточных районах не только татары, но и те, кто называет себя башкирами, требуют записать, что их родным языком является татарский. 1 миллион 300 тысяч человек в Башкортостане считают татарский язык своим родным языком. 225 тысяч из них относятся к группе "западных башкир".
В определении национальности жителей Западного Башкортостана, говорящих на татарском языке, большое значение имеют этнографические исследования. Жители западных районов республики сильно отличаются и в этом отношении. Они очень рано начали жить оседлой жизнью, и у них богатая история земледелия. Влияние этого фактора чувствуется в устройстве их подворья, предметах быта, одежде. Для жителей Восточного Башкортостана характерны этнографические особенности, связанные более всего с кочевничеством и животноводством. В целом же жители Западного Башкортостана в этнографическом отношении ближе к булгарскому миру, к казанским татарам, башкиры - к тюркам Средней Азии, Аральского побережья, Восточной Сибири. Это подтверждается и антропологическими наблюдениями. Ученые отмечают, например, неоднородность монголоидного субстрата у жителей Восточного и Западного Башкортостана.
Принадлежность жителей Западного Башкортостана к особой этнографо-антропологической группе в современной науке сомнений не вызывает. Консолидация резко отличающихся друг от друга по языку, культуре, этнографическим и антропологическим особенностям групп проходила с большим трудом. Была очень слаба степень сплоченности их в составе единого народа, единой нации. Обратимся к истории. Как происходило объединение татар Башкортостана в своеобразную этническую группу?
История наша сложна. Она поражает порой удивительными на первый взгляд фактами.
Татары Башкортостана формировались не в составе казанских татар. В то же время трудно утверждать, что они отделились от башкирского этноса. Истоки их истории своеобразны: в XIII - XIV веках на территории современного Северо-Западного Башкортостана образовалась отдельная довольно устойчивая этническая зона (объединение). Основу ее составили около 20-ти булгарских и кипчакских племен. Мы вправе считать себя потомками именно этих тюрков. Вместе с тем следует помнить, что наши предки в течение многих веков общались как с казанскими татарами, так и с башкирами. Поэтому нельзя, преувеличивая влияние башкир, умалять влияние татар. В действительности все происходило наоборот: этнические процессы в данном случае были направлены в целом более в сторону татаризации, нежели в сторону башкиризации. Решающую роль сыграло начавшееся в XVI веке переселение в эти края казанских татар и их количественное превосходство в отдельных районах к концу XVIII века. Таким образом, формирование татар Башкортостана началось на основе близкой к казанским татарам булгаро-кыпчакской основе, а затем было связано со стремлением объединиться с казанскими татарами. Башкирский конгломерат, по всей видимости, был не в состоянии определить будущие пути развития народа.
Казанское ханство и Башкортостан были присоединены к русскому государству по-разному.
Казанское ханство было завоевано. Жители его были изгнаны из своих населенных пунктов и благоустроенных земель. Все более усиливались налоговое бремя и колониальный гнет. Вдобавок к этому началась насильственная христианизация.
Башкирские племена присоединились к русскому государству добровольно. Царское правительство предоставляет башкирам некоторые свободы. Они остаются на своих землях, получают право пользования ими как вотчинами. Вотчинное право дает землевладельцам определенные льготы. Налоги и подати собираются с вотчин, а не по подушному принципу. Выплачивают их сообща. Владельцы вотчин могут сдавать часть своих земель в аренду и поручать уплату налогов арендаторам. Были и другие послабления.
Таким образом, на башкирских землях после присоединения к русскому государству создается своеобразная социально-экономическая ситуация. Государственная земля находится в ведении владельцев вотчин. Они делят ее по жребию, и каждый пользуется ею по своему усмотрению. Может поселить на эту землю переселенцев.
Такая ситуация усиливает процесс переселения народов в башкирские края. Среди переселенцев были и казанские татары, но более всего - мишари из Заволжья. Историк С. Васильев отмечает, что в первой половине XVIII века (период между двумя ревизиями) население Казанской губернии уменьшилось почти наполовину: из 75 тысяч дворов осталось всего 45 тысяч. В начале XIX века на башкирских землях переселенцев было больше, чем коренного населения.
Условия для обустройства переселенцев на новых землях были неодинаковы. По-разному складывались их отношения с владельцами вотчин и государством. В соответствии с этим на башкирских землях сформировались четыре группы татар: 1) типтяри, 2) "новые башкиры", 3) служилые татары или мишари (мещеряки), 4) кряшены.
В истории сохранилось немало сведений о каждой из этих групп, хотя в настоящее время они отличаются друг от друга не столь резко.
Происхождение слова "типтяр" объясняется двояко. Некоторые ученые, например, историк Анвар Асфандияров, считают, что оно произошло от корня "тип" в слове "тибэргэ" (пинать, пнуть). По его мнению, "типтяри" - вытесненные, отторгнутые из своего сословия люди, в основном башкиры. Другие ученые не соглашаются с таким толкованием. Они связывают происхождение слова "типтэр" со словом "дэфтэр" (тетрадь). Дореволюционные историки объясняли это тем, что именно в тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев. Социально-этническая группа типтярей сложилась на территории Башкортостана из числа переселенцев. Превращение их в типтярей было связано с условиями "освоения" их на новых землях, особенностями хозяйствования. С присоединением башкир к России все их земли переходят в руки государства. Государство передает их в ведение местного народа (родов, племен). Но не бесконтрольно, а на условиях податного обложения владельцев вотчин. Переселенцы, в основном безземельные, заключали с владельцами вотчин договоры. Условия их были разными: владельцы вотчин вверяли переселенцам землю навечно (без указания срока владения) или же на определенный срок. Переселенцы брали на себя выплату подати (всей или части ее), которую должны были платить сами владельцы.
Вначале эти договоры писались на татарском языке и хранились только как документы, удостоверяющие соглашения между переселенцами и владельцами вотчин. Позднее их стали регистрировать в местных органах власти (в таком случае документы переводились на русский язык или сразу же писались на русском). Таким образом, новая группа хозяйствующих на башкирских землях устанавливала отношения не только с владельцами вотчин, но и с органами государственной власти. Здесь важно то, что уплата налога за землю придавала существованию их хозяйств черты законности. Некоторые историки склонны считать типтярами именно вышеуказанную группу переселенцев. Но доказательств, что сословие типтярей к этому времени было уже полностью сформированным, нет.
После освоения арендованных земель переселенцы стали считать эти земли собственными вотчинами и на основании этого просили перевести их на вотчинное налогообложение ("дэфтэр ясагы"). Царское правительство не противилось этому. В результате общественное положение переселенцев изменилось. Бывшие арендаторы приблизились по условиям хозяйствования к владельцам вотчин (башкирское сословие). Вот такую группу и стали в последнее время называть в науке типтярами. Эту группу составляли выходцы из татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов. Таким образом, среди типтярей были люди, говорящие на тюркских языках, и люди, говорящие на финских. Материалы первых трех ревизий (переписей населения) также показывают, что среди типтярей были представители указанных шести народов. Вместе с тем, эти материалы говорят и о том, что основу типтярского сословия составляли татары, намного превосходившие другие народы по своей численности. Интересно и то, что вплоть до начала XX века татары из типтярей считали себя представителями особого типтярского народа.
Чем же отличаются татары типтярского сословия от других татар? Во-первых, татары-типтяри вобрали в себя и ассимилировали часть удмуртов и марийцев из этого сословия. Во-вторых, у них были прочные контакты с местным населением (башкирским сословием). Важно подчеркнуть именно это второе отличие. В результате тесного общения с башкирами и неминуемого при этом взаимовлияния татары-типтяри не относили себя ни к татарам, ни к башкирам, а начали считать себя отдельным народом. Во время переписи 1897 года более 100 тысяч человек (одна третья часть типтярей) назвали своим родным языком типтярский. Их сочли выходцами из башкирской среды и приписали к башкирам. Это еще более осложнило определение родного языка и этноса типтярей.
Живя среди башкир, татары-типтяри продолжали говорить на татарском языке. В ходе подготовки к переписи 1926 года было дано указание относиться к типтярам с особым вниманием. Если типтярин не мог назвать свою национальность, надлежало спросить у него: "Ты татарин, башкир или же у тебя другая национальность?" И все же 27387 человек записали себя в типтяри. Но другая, большая часть типтярей, назвала себя татарами и причислила себя к их списку.
Эти обстоятельства дают основания для вывода о том, что типтяри выделялись не только как социальная группа, а стали формироваться в качестве своеобразной этнической группы. Но в начале XX века, когда изменяются условия землевладения и вместе с ними и податная система, социальная база для бытования типтярей в качестве отдельного сословия исчезает, прекращается и развитие их как этнической группы. Основная часть типтярей-татар возвращает себе исконное этническое название - татары. Другая часть продолжает оставаться башкирами, но родным языком считает татарский.
"Новые башкиры" - термин исторический. Известно, что в языке он появился во второй половине XIX века. Когда на башкирской территории были ликвидированы кантоны, правительство переводит (переименовывает) состоящих на военной службе ("в башкирских войсках") типтярей и мишар, представив им некоторые льготы, в башкиры. Вот таких людей и стали называть "новыми башкирами" (в настоящее время этот термин употребляется в более широком значении).
Ясно, что по этническому происхождению "новые башкиры" не являются башкирами. Это люди, приравненные к башкирам по своему социальному положению. В официальных документах, относящихся к истории Башкортостана, встречаются такие термины, как "башкирцы из татар", "башкирцы из мещеряков", "башкирцы из горных марийцев", "башкирцы из калмыков" и т.д. Безусловно, речь здесь идет о "новых башкирах" - людях, которые перешли в башкирское сословие и стали называться башкирами.
Есть основания полагать, что первые "новые башкиры" являются выходцами из ногайской среды. До присоединения башкирских родов к России на территории центрального Южного Башкортостана властвовала "Золотая Ногайская Орда".
Однако следует иметь в виду, что в этот период окончательно определяется этническое лицо и самого башкирского народа. Переход в башкиры представителей других этнических групп был обусловлен социально-экономическими причинами. Историческая судьба представителей этнических групп, получивших вотчинное право и причисливших себя к башкирам, складывалась следующим образом. Группы, которые оторвались от своего основного этнического массива и оказались территориально отдаленными от него (например, ногайцы), превратились постепенно в один из компонентов башкирского этноса. А те группы, которые сохранили связи со своим основным этническим массивом (например, угро-финские), обашкирились не полностью. Татары из башкирского сословия также сохранили свой язык, основные этнические черты.
Вотчинное право получили и многие из татар, переселившихся на башкирские земли из Поволжья и других областей (со второй половины XVI до конца XIX века). Добивались этого права по-разному. Устанавливались, например, родственные отношения с владельцами вотчин (можно было стать приемным сыном, жениться, составить соглашение об опеке над старыми людьми). Некоторые расширяли арендованные земли и переходили постепенно на окладную подать, такую же, какую выплачивали башкиры. Наконец, получали вотчину по специальной грамоте и лица, оказывавшие государству определенные услуги. Казанские татары, мишари, внедрившиеся такими путями в башкирское сословие, составили вторую (основную) группу "новых башкир". Третья группа включала типтярей и мишар, ранее состоявших на военной службе (об этом говорилось выше). Татары Башкортостана, издавна называющие себя башкирами, как раз и являются потомками "новых башкир". На северо-западе Башкортостана они образуют отдельные деревни или же живут вперемежку с типтярами. Во время переписей населения они без всяких колебаний именуют себя башкирами. Эта традиция сохраняется и сегодня. Четвертая группа "новых башкир" появилась в начале XX века.
Эта та небольшая часть типтярей -татар, которая продолжала именовать себя башкирами, несмотря на то, что вследствие изменения социально-экономических условий уже не владела сословными правами (хотя большая часть типтярей-татар, как говорилось выше, вернула себе прежнее этническое название).
Следует обратить внимание и на следующее обстоятельство. После организации башкирской автономии и особенно после присоединения к "Малому Башкортостану" Уфимской губернии в новом национально-территориальном образовании усиливается стремление "урегулировать" численное соотношение татар и башкир. Этот произвол чинился при выдаче свидетельств о рождении, заполнении в паспорте графы о национальности и особенно во время переписи населения. Все это опять-таки привело к увеличению количества "новых башкир".
А сколько же их, "новых башкир", всего? Дореволюционная статистика не дает возможности выявить реальное положение со всей полнотой. Но некоторые любопытные сведения все же можно найти. В частности, можно считать доказанным, что во время переписи населения примерно 350 - 400 тысяч татар записали себя башкирами. Этот факт зафиксирован в различных источниках.
С. И. Руденко - автор капитального этнографического труда "Башкиры" - обнаруживает, что количество башкирских родов в конце XIX века не соответствует количеству их владений ("башкирских земельных дач"): родов - 20, а владений -124. В составленном в 1762 году и считающемся довольно полным списке П. И. Рычкова количество башкирских родов также не более 30-ти. Количество их не превышает 45-ти и у Р. Г. Кузеева. С. И. Руденко выясняет следущее: вотчинное право давалось не только башкирам, но и казанским татарам, а также мишарям. После исключения чужих народов число настоящих, "натуральных" башкир сильно уменьшается.
Р. Г. Кузеев обращает внимание на то, что с начала XVIII до конца XIX века количество жителей, называющих себя башкирами, на территории Западного Башкортостана увеличивалось в 2,5-3 раза за каждые 50 лет. Разумеется, это явление невозможно считать естественным. При естественном росте населения этот показатель не превышал бы 70-80 процентов (известно, что естественный рост населения за год равняется примерно 1,4-1,6 процента).
Статистика советского периода конкретна и динамична. Татары, пополнившие, называя себя башкирами, списки башкир в разные годы, отличаются от них по языку. В современной статистике они составляют особую группу: "башкиры по национальности, татары по языку". Данные последних пяти переписей населения таковы: назвали татарский язык родным языком в 1926 году 280 тысяч башкир республики, в 1939 году - 306 тысяч, в 1959 году - 309 тысяч, в 1979 году - 233 тысячи и в 1989 - 216 тысяч. Уменьшение этой группы во время последних двух переписей - результат стараний партийно-советской номенклатуры. Об этом много писалось в периодической печати.
Мы, татарские языковеды и историки, считаем этот народ своими соплеменниками. Башкирские ученые не соглашаются с нами, мыслят по-своему. Эта проблема чрезмерно политизирована, она осложняет межнациональные отношения.
Ее необходимо решить совместными усилиями Академий наук Татарстана и Башкортостана. И, наконец, надо внимательнее прислушиваться к мнению народа.
Мишари находились на службе у русского государства уже со времен Золотой Орды. Их называли "служилыми татарами" ("йомышлы татарлар"). Среди волжско-уральских татар они занимают по количеству второе место после казанских татар (составляют одну треть татарского народа). В конце XIX века насчитывалось 622600 мишарей. 150 тысяч из них жили на территории Башкортостана.
Переселение мишарей в восточные районы, в том числе и на башкирские земли, продолжалось в течение нескольких веков. По мере продвижения на Восток русское государство строило пограничные укрепления, например, у нижнего течения Камы, возле Бирюлей, Уфы, Стерлитамака, Оренбурга. Защита этих укреплений была поручена мишарям. Известно также, что они были уже в составе первых отрядов, строивших укрепления около Бирюлей и Уфы. В конце XVII века мишарям были выделены земельные наделы возле реки Бирюли. В начале XIX века они жили примерно в 130 селах Бирюлинского уезда. Судя по материалам переписи 1897 года, в конце XIX века мишари жили уже во всех уездах Уфимской губернии: 1176 человек - в Уфимском, 206 - в Белебеевском, 2009 - в Бирюлинском, 2812 - в Златоустовском, 12295 - в Стерли-тамакском уезде. Всего по губернии - 20957 человек.
В настоящее время мишари считают себя одной из групп татарского народа и являются ревностными сторонниками развития национального самосознания татарского народа.
Местом наиболее скученного проживания кряшен в Башкортостане является Бакалинский район. В 23 селах этого района в настоящее время проживают 9700 кряшен (28 процентов населения района). Кряшены проживают также в Уфе, Бирюлях, Туймазах и Илешовском, Шаранском районах.
Кряшены переселены в Башкортостан с территории бывшего Казанского ханства. В 30-х годах XVIII века они несли "казачью службу" в Мензелинской крепости и других военных укреплениях у реки Ик. Затем перебрались в деревню Но-гайбек, удаленную от этих крепостей на 60 км. В конце XVIII века они живут в Ногайбекской крепости, Бакалах и еще в 12 деревнях.
Бакалинские кряшены - группа, близкая к казанским татарам. Но исповедывание иной религии привело к возникновению своеобразия в их духовной и материальной культуре, языке. Это своеобразие объясняется, с одной стороны, влиянием христианства, с другой - сохранением ими (консервацией) древних традиций татарского народа.
Обобщая все сказанное о татарах Башкортостана, необходимо подчеркнуть следующее: несмотря на отличия по своей истории, условиям формирования, они не обособились, не остались в стороне от общих путей развития татарской нации. Татары Башкортостана по своему языку, национальному самосознанию представляют своеобразную, большую и мощную ветвь волжско-уральских татар.

статья была опубликована в журнале "ТАТАРСТАН" №8-9, 2002 г.

сайт-источник: http://nailtimler.narod.ru/tatars_in_russia/tatars_bashkortostan.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий