Истребление кыргызов
8 апреля
2008 года Кыргызское Правительство на основании постановления № 340-4 приняло
решение в каждую первую пятницу августа ежегодно проводить «День памяти жертв
великого национального восстания кыргызского народа 1916 года».
Горсть родимой земли
Взял в узелок перед бегством,
В минуты печали о ней
Я чай заправляю щепоткой
Из горсти родимой земли.
Народный поэт Абдрасул Токтомушев
Если
опираться на основную историческую информацию, то Уркун - Исход («Уркун» -
массовое беспорядочное бегство, или Исход) 1916 года был самым крупным
восстанием в Средней Азии против русского самодержавия. Хотя на языке тогдашних
русских историков эта освободительная борьба называлась Исходом, или Бегством,
мы не ошибемся, если реальную политическую и социальную ситуацию на тот момент
назовем «Истреблением».
Одной из
самых главных причин геноцида, истребления и зверских преступлений было
массовое переселение русских крестьян и их оседание здесь, сопровождавшиеся
усилением насилия против кыргызов.
Во-вторых, к
зарождению волнений среди коренного народа в конце 19-го, в начале 20-го века
привели высокомерие и крайняя несправедливость царской России, проведение
жестокой военно-административной и налоговой политики, насильственное отобрание
у местного населения земель и вод, скота и имущества.
Национальная
освободительная борьба началась 4-го июля 1916 года в Ходженте и захватила
Туркестанский регион. Главным очагом восстания стал аймак Жети-Суу на севере
Кыргызстана. Известно, что в Чуйском, Иссык-Кульском, Нарынском, Таласском
регионах население боролось против русских военных и колонизаторов с особенной
храбростью и стойкостью ради завтрашнего мира и независимости.
Конечно,
неравные силы между армией русского самодержавия и местного населения привели к
тому, что пострадал кыргызский народ. Особые карательные отряды для подавления
народных волнений действовали зверски и беспощадно.
Оставшийся
после истребления кыргызский народ был вынужден бежать в Китай через снежные,
ледяные перевалы Ак-Огуз, Бедел, Барскоон, Соок, Жаак, Жуку, Узонгу-Кууш,
Сары-Жаз, Энилчек, Торугарт, Иркештам и другие.
«Дорожные
муки, смертельные муки». Сколько хороших кыргызских джигитов, молодых девушек,
женщин, детей, стариков были вынуждены лишиться своей Родины, претерпели голод
и холод, невиданные мучения.
Потом
Касымаалы Баялинов пытался издать книгу о судьбе тех тысяч кыргызов в романе
«Ажар», Мукай Элебаев - в книге «Долгий путь». Но кто бы понял чудовищные муки
родителей, из-за нищеты вынужденных продавать своих родных детей-кровинушек
населению Какшаала и Кашгара?!
Вернемся к
историческим документам. В 1916 году военный министр царской России отправил
сюда 42 пушки, 69 пулеметов, 15 батальонов, 33 сотников с армией казаков
(конная армия русских), 2 русских казацких полка и батарею, снабженную пушкой и
оружием.
Из других
разных областей России были присланы 35 рот, 24 сотников русских казаков с
сотнями, 240 конных разведчиков, 16 пушек, 47 пулеметов.
Итак, с
августа до сентября 1916 года в кыргызские регионы прибыли десятки карательных
отрядов и подвергли народ беспощадной резне.
Если сейчас
посмотреть на попавшие к нам в руки факты, то волосы на голове встают дыбом,
кровь стынет в жилах. Однако правда есть правда. Мы приводим некоторые отрывки
(из документов), чтобы следующие поколения точно знали свою историю.
На
кыргызскую землю прибыл генерал с военной стратегической экспедицией. Он
увидел, что кыргыз-старик пытался и не мог сесть на привязанную лошадь, и
застрелил его. Голову старика он положил в торбу и затем выставил его, как
экспонат в Санкт-Петербургский этнографический музей как «голову дикого
кыргыза». Об этом зверском факте в годы независимости писала газета «Казак
адабияты» (не кыргызская). Известно, что тот экспонат убрали только после
установления советской власти.
При
ознакомлении с отчетом русских карательных отрядов солдат Царю всплывают
нижеследующие факты:
В рапорте от
28-го августа 1916 года военного командира М.А. по Жети-Суйской области,
начальника еще одного карательного отряда говорится нижеследующее (далее цитата
на русском языке без изменений):
«Ущелье на
протяжении 8 -10 верст по р. Тюпе было очищено от Киргизов, имущество вместе с
юртами (200- 300 штук) сожжены нами, а скот весь у них захвачен и угнан нами к
городу Пржевальску и в село Теплоключенском и сданы. Киргизов убито и ранено
70- 80. Взято живыми 13 человек, которые сданы в Пржевальскому в тюрьму. Скота
захвачены; лошадей – 172, рогатого – 1645 и овец 10 221 а всего 12 038 голов».
Эта
информация отражает отчет только одного карательного отряда. Это было временем
разгара действий таких отрядов на севере кыргызских регионов во всех айылах по
истреблению кыргызов, геноциду и захвату земель.
Из рапорта
военного губернатора Семиреченской области Алексеева Николаю Второму: (ниже
цитата на русском языке):
«Нападению
подверглись 94 селения, в котором сожжено и разрушено 5 373 двора. В селениях
на полях и на дорогах было убито 1 905 обоего пола (мужчин и женщин), ранено
684, взято в плен и без вести пропало 1 105 человек».
Конечно,
рано или поздно тайное становится явным. Десятки таких фактов выходят на свет,
находят свое место в истории. Но мы хотим сказать, что великое народное
освободительное движение 1916 года кыргызского народа неожиданно закончилось
геноцидом кыргызского народа. Если бы не мудрость героев, уведших народ в
бегство в Китайскую империю, кто его знает, не расстреляли ли бы русские
каратели всех, до последнего, кыргызов?!
По
современным подсчетам в проводимых ныне исследованиях, в целом кыргызский народ
в восстании сократился на 119 215 человек (сто девятнадцать тысяч двести
пятнадцать), или же на 41,4%. Это, безусловно, огромная потеря.
Эти и другие
материалы по Великому Исходу в данный момент полностью находятся на выставке в
Государственном историческом музее. Интересующиеся новыми подробностями истории
могут сами ознакомиться с ними в музее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий