пятница, 28 июня 2013 г.

Тюркисты

Тюркисты


Небольшая биографическая справка по известным представителям тюркизма.


Зардаби, Гасан-бек

Гасан-бе́к Зардаби́
азерб. Həsən bəy Zərdabi
Описание: H Zardabi.jpg
Имя при рождении:
Гасан-бек Салим-бек оглы Меликов
Род деятельности:
Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:
Дата смерти:
28 ноября 1907 (70 лет)
Место смерти:
Супруга:
Ганифа ханум Меликова
Гасан-бе́к Зардаби́ (азерб. Həsən bəy Zərdabi; наст. фамилия — Ме́ликов28 июня 1837 или 1842Зардоб — 28 ноября 1907Баку) —азербайджанский просветитель и публицист.
Молодость
Гасан-бек Салим-бек оглы Меликов родился 28 июня в 1837 в селе Зардоб Геокчайского уезда. Он, получив начальное образование в моллахане, начал учиться в уездной школе в Шемахе. После он переходит в школу, которая располагалась в Тифлисе. В 1861 году поступает в Московский университет. В 1865 он оканчивает естественно-математический факультет. Из-за отличных оценок ему позволили остаться в университете для научной работы. Через некоторое время он возвращается в Азербайджан. После службы в Тифлисе Зардаби работатет в суде в Кубе. Переехав в Баку, Гасан-бек преподаёт на русском языке природоведение в школе. Гасан-бек Зардаби был очень близок к народу. Просветительская деятельность Зардаби привела к увеличению числа учащихся Бакинской гимназии. Молодой Гасан-бек решает организовать Общество воспомоществования учащимся мусульманам. Подобные общества существовали во всём мире. Подобное общество существовало и в Баку, его уже много лет, как создали армяне. Гасан-бек составил Устав общества, добился разрешения, зарегистрировал необходимые документы у нотариуса. Осталось, самое трудное: собрать деньги, тогда Гасан бек, в сопровождении своих учеников Наджаф-бека Везирова и Аскера Адигезалова, целое лето разъезжал по городам Азербайджана и собирал подписи. Список городов, которые объезжал Гасан-бек со своими сподвижниками, весьма широк: БакуШемахаГянджаКуба и Дербент.
Первая азербайджанская газета
Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/29/Ekinchi.JPG/220px-Ekinchi.JPG
Описание: http://bits.wikimedia.org/static-1.21wmf12/skins/common/images/magnify-clip.png
Первая страница газеты «Экинчи»1875 года выпуска
Гасан-бек Зардаби вошёл в историю Азербайджана, как редактор первой азербайджанской газеты. Стремительный рост и развитие Баку показало необходимость создания национальной прессы. Понимая необходимость издания газеты на родном языке, обращается к властям с просьбой о помощи. Зардаби привёз необходимое оборудование из Стамбула и через некоторое время, преодолев все трудности, 22 июля 1875 в губернской типографии в Баку была напечатана «Экинчи» (азерб. əkinçi — сеятель) — первая газета на азербайджанском языке. Эта газета издавалась два раза в месяц 300—400 тиражом. В этой газете печатались письма Наджаф-бек Везирова и Аскер-ага Адыгезалова (Горани) из Москвы, Мухаммедтаги Ширвани из Шамахи, стихи Сеида Азима Ширвани и статьи Мирза Фатали Ахундова.
После выхода в свет «Экинчи», ему писали из ОмскаОренбургаТюмениЧистополяПензыТамбоваРязани. Исмаил-бек Гаспринский обратился к нему с просьбой благословить издание газеты «Тарджуман», которая впоследствии сыграла важную просветительскую роль в жизни мусульман России. Подписчиков сначала было всего 100, если с каждого по 3 рубля, выходило 300 рублей. Губернатор приказал сельским начальникам, чтобы они обязали сельских участковых, подписаться на газету. Так появилось ещё 300 подписчиков и ещё 900 рублей. Дополнительно ещё около 500 экземпляров раздавалось и рассылалось бесплатно, чтобы люди привыкли читать газеты.
Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/Gasprinski%2C_Zardabi_and_Topchubashov.jpg/300px-Gasprinski%2C_Zardabi_and_Topchubashov.jpg
Описание: http://bits.wikimedia.org/static-1.21wmf12/skins/common/images/magnify-clip.png
Когда Гасан-бек подсчитал свои доходы и расходы, то пришёл к выводу, что может выпускать газету не более, чем один раз в две недели. Тем не менее, к концу первого полугодия выпуска газеты, убыток Гасан-бека составил 500 рублей. На 1 января 1876 года подписчиков было уже 600. После праздника Новруз, газета стала выходить в большем объёме, а осенью этого же года — чаще, один раз в неделю. К концу года убыток Гасан-бека составил уже 1000 рублей. И это несмотря на то, что ученики Гасан-бека помогали газете бесплатно (писали статьи, относили газету на почту, рассылали подписчикам). На третий год количество подписчиков стало стремительно падать. Новый губернатор Кулюбякин не был благосклонен к газете и к самому Зардаби. Количество сельских подписчиков резко сократилось. Отрицательно сказалась и атмосфера русско-турецкой войны. Газета стала откровенно сообщать о падении количества подписчиков. 29 сентября 1877 газету пришлось закрыть. Вышло в свет всего 56 номеров «Экинчи». Мусульманам газета оказалась не нужна.
Начиная с 1880 года Зардаби начал жить в своём родном селе Зардаб, где продолжал свою просветительскую деятельность среди местного населения. Он всё ещё участвовал в развитии прессы в Азербайджане. Он был одним из самых активных участников первого съезда азербайджанских учителей.
Зардаби выступает почти на всех заседаниях Бакинской городской думы и почти всегда выражает своё недовольство. Он протестует против того, чтобы гласными выбирали тех, кто практически не участвует в заседаниях Думы (Гасан-бек не пропустил ни одного заседания). Гасан-бек не понимает, как можно раздавать повестку дня непосредственно перед заседанием, а не несколькими днями раньше, чтобы можно было серьёзно подготовиться к заседаниям. Его возмущает то, что прибавляют жалованье работникам управы и городскому голове, и в то же время, сокращают количество бесплатно обучающихся гимназисток. Он не может примириться с грязью в городе. Зардаби разъясняет, что нужны врачи для лечения бедняков, они, эти врачи должны оплачиваться из городского бюджета, и эти врачи должны обязательно знать иностранные языки. Но особенно яростно он сопротивляется, когда речь идёт о расточительстве общественных средств, и просто о воровстве.
Конец жизни
Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/09/Funeral_of_Hasan_bey_Zardabi.jpg/300px-Funeral_of_Hasan_bey_Zardabi.jpg
Описание: http://bits.wikimedia.org/static-1.21wmf12/skins/common/images/magnify-clip.png
Похороны Гасан-бека Зардаби. Баку, 30 ноября 1907 года
В молодости Зардаби никогда не жаловался на своё здоровье. Совершавшиеся на него покушения не смогли испугать его. В старости Гасан-бек Зардаби болел склерозом. Весной 1906 с ним случился апоплексический удар. 28 ноября 1907 Гасан-бек Зардаби умер. Гасан-бека Зардаби хоронил весь город, а письма и телеграммы соболезнования шли со всех концов России. Во всех же 4-х молитвенных домах петербургских мусульман, при большом стечении молящихся, были совершены заупокойные молитвы.
Дом перед зданием на Почтовой улице и близлежащие улицы, и переулки заполнены толпами людей. На улице выстроились ученики-мусульмане всех девяти русско-татарских школ, ученики мужской гимназии императора Александра III, других школ и училищ вместе со своими наставниками. Собрались представители городского управления, члены мусульманских обществ, представители газет. В 10 часов утра к дому подошли городской глава Раевский со всем составом городской Управы, гласные Думы, представители грузинского и армянского духовенства и интеллигенции, сотрудники и наборщики газеты «Каспий» и «Таза Хаят». Тело покойного Гасан-бека выносит на своих руках мусульманская интеллигенция города. Катафалк, с телом покойного Гасан-бека убран парчой и покрывалом, сверх покрывала свешиваются траурные шали. Среди лент была красная лента от наборщиков и рабочих типографии газеты «Каспий» с надписью «Тело умерло, мысль осталась». Впереди гроба учащиеся мусульманской городской гимназии несут большой портрет Гасан-бека, нарисованный учащимися гимназии, другие несут в золоченой рамке первый номер газеты «Экинчи». От имени учителей-мусульман несут альбом в серебряном переплете, на обложку которого вставлен портрет Гасан-бека в золотой оправе. От мусульманского драматического общества — серебряную лиру. Среди толпы распространяется отпечатанная на особых листках, биография Гасан-бека. Траурная церемония двинулась по Базарной улице (ныне улица Гуси Гаджиева) к мечети Касум-бека.
После традиционной заупокойной молитвы, во дворе мечети, выступили редактор газеты «Иршад» Ахмедбек Агаев, доктор Карабек Карабеков, Раевский, представитель от учителей, гласный, Мирза Мухаммед Гасан Эфендиев, председатель просветительского общества Ибрагимбек Меликов, ахунд Молла Ага, редактор газеты «Фиюзат» Алибек Гусейн-заде, редактор газеты «Иршад» Маммед Эмин Расул-заде, от имени грузинской общественности М. А. Насидзе. Траурная процессия снова двинулась сначала по Базарной улице, далее по Николаевской улице (сегодня улица Истиглалиййет, ранее Коммунистическая улица) к редакциям газет «Каспий» и «Тезе хаят». По мере движения траурной церемонии, число пришедших на похороны растёт. Площадь перед редакцией этих газет запружена людьми. В толпе видны портреты Гасан-бека, окаймлённые чёрной траурной лентой. Здесь выступили сотрудники газеты «Каспий» А. Ю. Олендский, редактор газеты «Тезе Хаят» Гашимбек Везиров. Далее процессия двинулась по Николаевской к зданию Городской Думы, с балкона которой выступили гласный Исабек Ашурбеков, корреспондент газеты «Иршад» Мухаммед Садик Ахундов, редактор газеты «Бакинец» Джиноридзе (на грузинском языке), представитель Дагестана, ученик реального училища Мир Гасан Везиров. Последним выступил сотрудник газеты «Каспий» Г. С. Джиноридзе. Далее процессия двинулась по Садовой улице (ныне улица Ниязи, ранее улица Чкалова) к бульвару. Здесь траурная церемония остановилась в последний раз, чтобы направиться к Биби-Эйбатскому кладбищу, где состоялось захоронение. Как писала газета «Таза Хаят» хоронили Гасан-бека Зардаби «с невиданными до сих пор в Баку церемониями».Через год губернский казий Ага Мир Мамед Керим Гаджи Мир Джафар-заде, по окончании заупокойной молитвы, сравнил Гасан-бека с великими учёными мусульманского мира — Шейх Фараби, Авиценной и другим. Биби-Эйбатская мечеть была разрушена 1936 году. Останки Зардаби несколько лет хранились в семье. Наконец, в 1957 году Гасан-бек Зардаби нашёл вечный приют в Почётной аллее.
Мысли Зардаби
Зову — не идут, показываю — не видят, объясняю — не понимают.
Hüseyin Nihal Atsız / Хусеин Нихаль Атсыз (1905-1975)
сайт-источник: http://maulenov.livejournal.com/12405.html
maulenov
10 июня, 2012


"Gönlündeki yaraların kanını dindir… Yüzde yüz Türk olduğun gün cihân senindir!"
Hüseyin Nihâl Atsız
"Скрепи свое сердце. В тот день, когда ты станешь 100%ным Тюрком, ты поимеешь весь мир!"
Хусеин Нихаль Атсыз

Крупнейший турецкий идеолог и теоретик пантюркизма после Зия Гёкальпа. Главным мотивом его жизни был поиск истинной парадигмы тюркизма, где Идеи Зии Гёкальпа, не вступая в противоречие с заветами Мустафы Кемаля Ататюрка, переродившись и став фактически идеями именно Нихаля Атсыза стали идеологией нового единства тюркских народов от Македонии до Камчатки.
Родился в 1905 году в Стамбуле. Отец - флотский офицер (что-то вроде капитана-лейтенанта в современном флоте), мать - дочь флотского офицера (что-то вроде кавторанга).
Учился в военно-медицинском училище, где за его взгляды был исключен стараниями офицера арабского происхождения. После небольшого перерыва поступил на педагогический факультет Стамбульского Университета. Окончив поступил в аспирантуру того же ВУЗа.
В 1932 году начал выпускать журнал "Türkçü ve Köycü", среди авторов которого был и Заки Валиди. Это было одно из первых изданий в республиканской Турции, где пропагандировался тюркизм. В том же году организовал акцию протеста против гонений со стороны местной профессуры, объектом которых был Заки Валиди. В 1933 году был исключен из аспирантуры по политическим мотивам.
После исключения был отправлен в качестве учителя литературы в различные города Турции, где продолжал свою издательскую деятельность, издавая журнал "Орхун". В одном из номеров допустил критику в адрес учебников истории, за что ему было запрещено издавать журнал решением Совета Министров.
Вернувшись в Стамбул проработал несколько лет в различных лицеях. В частности Босфорском, работая в котором возобновил выпуск журнала "Орхун". В марте 1944 года он опубликовал на страницах "Орхуна" открытое письмо тогдашнему премьер-министру Турции, в котором обвинял министерство образования в том, что оно потворствует левацким, коммунистически настроенным кругам, во главе которых стоял писатель Сабахаттин Али. Тем самым тюркисты как бы объявили идейную войну левым силам Турции.
Такую же идейную войну левым Н. Атсыз объявил позднее, в 1967 году. Тогда это были статьи, обвинявшие турецких левых в том, что они разжигают идеи сепаратизма на юго-востоке Турции с целью создания там коммунистического правления.
Вся эта идейная борьба националистов с коммунистами привела к тому, что против тех и других государство возбудило судебные дела, вследствие чего Нихаль Атсыз несколько раз находился в заключении.
С 1952 по 1969 год Нихаль Атсыз работал сотрудником библиотеки соборной мечети Сулеймания в Стамбуле. На этот период жизни приходится создание наиболее важных его произведений в области литературы, истории и тюркизма. Умер Нихаль Атсыз от инфаркта в 1975 году в Стамбуле. Нихаль Атсыз был разносторонне талантливым человеком. Он был крупным романистом, поэтом, публицистом, преподавателем, мыслителем, идеологом и пропагандистом тюркизма. Вся его деятельность в качестве преподавателя, писателя и поэта служила основной его задаче - утверждению идей тюркизма в обществе. Об этом говорят даже названия его наиболее популярных и известных романов: "Смерть серых волков" (1946), "Серые волки оживают" (1949), "Сумасшедший волк" (1958).
Нихаль Атсыз оставил после себя 6 крупных романов, 38 стихотворений, 30 научных трудов в области тюркской истории и литературы, 40 статей в Турецкой энциклопедии и около 450 статей в различных журналах.

Hüseyin Nihal Atsız / Хусеин Нихаль Атсыз (1905-1975)

Крупнейший турецкий идеолог и теоретик пантюркизма после Зия Гёкальпа. Главным мотивом его жизни был поиск истинной парадигмы тюркизма, где Идеи Зии Гёкальпа, не вступая в противоречие с заветами Мустафы Кемаля Ататюрка, переродившись и став фактически идеями именно Нихаля Атсыза стали идеологией нового единства тюркских народов от Македонии до Камчатки.

Родился в 1905 году в Стамбуле. Отец - флотский офицер (что-то вроде капитана-лейтенанта в современном флоте), мать - дочь флотского офицера (что-то вроде кавторанга).

Учился в военно-медицинском училище, где за его взгляды был исключен стараниями офицера арабского происхождения. После небольшого перерыва поступил на педагогический факультет Стамбульского Университета. Окончив поступил в аспирантуру того же ВУЗа.

В 1932 году начал выпускать журнал "Türkçü ve Köycü", среди авторов которого был и Заки Валиди. Это было одно из первых изданий в республиканской Турции, где пропагандировался тюркизм. В том же году организовал акцию протеста против гонений со стороны местной профессуры, объектом которых был Заки Валиди. В 1933 году был исключен из аспирантуры по политическим мотивам.

После исключения был отправлен в качестве учителя литературы в различные города Турции, где продолжал свою издательскую деятельность, издавая журнал "Орхун". В одном из номеров допустил критику в адрес учебников истории, за что ему было запрещено издавать журнал решением Совета Министров.

Вернувшись в Стамбул проработал несколько лет в различных лицеях. В частности Босфорском, работая в котором возобновил выпуск журнала "Орхун". В марте 1944 года он опубликовал на страницах "Орхуна" открытое письмо тогдашнему премьер-министру Турции, в котором обвинял министерство образования в том,
что оно потворствует левацким, коммунистически настроенным кругам, во главе которых стоял писатель Сабахаттин Али. Тем самым тюркисты как бы объявили идейную войну левым силам Турции.

Такую же идейную войну левым Н.Атсыз объявил позднее, в 1967 году. Тогда это были статьи, обвинявшие турецких левых в том, что они разжигают идеи сепаратизма на юго-востоке Турции с целью создания там коммунистического правления.

Вся эта идейная борьба националистов с коммунистами
привела к тому, что против тех и других государство возбудило судебные дела, вследствие чего Нихаль Атсыз несколько раз находился в заключении.

С 1952 по 1969 год Нихаль Атсыз работал сотрудником библиотеки соборной мечети Сулеймания в Стамбуле. На этот период жизни приходится создание наиболее важных его произведений в области литературы, истории и тюркизма. Умер Нихаль Атсыз от инфаркта в 1975 году в Стамбуле. Нихаль Атсыз был разносторонне талантливым человеком. Он был крупным романистом, поэтом, публицистом, преподавателем, мыслителем, идеологом и пропагандистом тюркизма. Вся его деятельность в качестве преподавателя, писателя и поэта служила основной его задаче - утверждению идей тюркизма в обществе. Об этом говорят даже названия его наиболее популярных и известных романов: "Смерть серых волков" (1946), "Серые волки оживают" (1949), "Сумасшедший волк" (1958).

Нихаль Атсыз оставил после себя 6 крупных романов, 38 стихотворений, 30 научных трудов в области тюркской истории и литературы, 40 статей в Турецкой энциклопедии и около 450 статей в различных журналах.

(по материалам фан-сайта http://www.nihalatsiz.org)
(Р.Ф.Мухамметдинов. Зарождение и эволюция тюркизма )

Байрамова Фаузия Аухадиевна (тат. Фәүзия Аухади кызы Бәйрәмова; род. 5 декабря 1950 года в деревне Сабай Сабинского районаТатарстана) — татарская писательница, видный общественный деятель, правозащитница, кандидат исторических наук (2006)[1], председатель партии «Иттифак», одна из лидеров татарского национального движения и политической оппозиции в Татарстане.
Биография
После окончания средней школы Фаузия Байрамова продолжила своё образование в Казани, сначала в театральной школе, потом на филологическом факультете Казанского государственного университета (1983—1989). Она начала свою профессиональную карьеру с работы на местной студии телевидения в Казани. Позже работала редактором в книжном издательстве.
В 1986 году, став состоявшимся писателем была принята в Союз писателей СССР. Ее литературные произведения включают такие работы, как "Болын" ("Луг", 1986), "Сэнгать деньясына сэяхэт" ("Путешествие в мир искусства", 1989), "Мон" ("Мелодия", 1991), "Мэйдан татарларны кетэ" ("Площадь ждет татар", 1992), "Кара урман" (Черный лес", 1997), "Безне онытмагыз" ("Не забывайте нас", 1998) и "Дэверлэр кучешендэ" ("На переходе веков", 1998). В 1994-98 годах она член президиума Союза писателей Татарстана.[2]
Политическая деятельность
Активной политической деятельностью занимается с 1989 г. Входила в инициативный центр Народного фронта Татарстана (1989), но вскоре вышла из него из-за политических разногласий. С 1989 г. участвовала в деятельности Татарского общественного центра (ТОЦ), стала одним из основателей «Иттифак»[3] — первой некоммунистической партии в Татарстане. Главной целью партии «Иттифак» является достижение независимости Татарстана[4] и установление демократической политической системы в республике. Во время первого конгресса партии Байрамова была выбрана её председателем и была повторно избрана на тот же пост на четвёртом конгрессе в 1997 году.
Издавала свою газету «Алтын Урда» («Золотая Орда») до её закрытия властями Татарстана. В 1990—1995 г. была народным депутатом Республики Татарстан.[2]
В российских СМИ считается активным противником «российского колониализма» и обвиняется в благосклонном отношении к т.наз. «освободительной миссии германского национал-социализма»[5]. Фаузия Байрамова многими считается лидером радикального крыла татарского национального движения. В последние годы начала постепенно отходить от активной политической деятельности в связи с ухудшающимся здоровьем и репрессиями[источник не указан 171 день] местных властей (?). В 2010 году судом г. Набережные Челны она была признана виновной в разжигании межнациональной розни и осуждена на 1 год условно[6].
Является постоянной участницей ежегодной политической акции «День памяти и скорби татарского народа», проводящейся в Казани в годовщину взятия столицы Казанского ханствавойсками Ивана Грозного.
Литературная деятельность
Автор более 30 художественных, публицистических, поэтических книг и сотен статей на татарском и русском языках. Автор книг:
  • «Болын» (рус. «Луг», 1986),
  • «Сəнгать дɵньясына сəяхəт» (рус. «Путешествие в мир искусства», 1989),
  • «Моң» (рус. «Мелодия», 1991),
  • «Мəйдан татарларны кетə» (рус. «Площадь ждет татар», 1992),
  • «Кара урман» (рус. «Лес дремучий», 1997),
  • «Безне онытмагыз» (рус. «Не забывайте нас», 1998),
  • «Дəверлəр кучешендə» (рус. «На переходе веков», 1998),
  • «Соңгы намаз» (рус. «Последний намаз», 2000),
  • «Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар» (2005),[7]
  • «Кучум хан» (2007),[8] и др.
Награды и премии
Награждена медалью «В память 1000-летия Казани», знаком «За вклад в культуру», лауреат премии имени Гаяза Исхаки.
Семья
Фаузия Байрамова проживает в городе Набережные Челны.
У неё двое детей: дочь Зульфия Кадырова в настоящее время живёт в Соединенных Штатах и работает над докторской диссертацией по истории ислама. Её сын, Сулейман, в 2000 году обучался в исламском университете в Малайзии[2].
В 1992 году Фаузия Байрамова посетила Саудовскую Аравию и совершила хадж.
Описание: «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
№3-4, 18.04.2000

ФАУЗИЯ БАЙРАМОВА: ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ ТАТАРСТАНА
Описание: Фаузия БайрамоваФаузия Байрамова. Очень мало имен в Татарстане внушают столько любви, восхищения и поклонения с одной стороны, и ненависти, злобы и даже страха с другой стороны. В зависимости от того, у кого спрашиваешь, ее могут назвать радикальной, экстремисткой, фанатичной, идеалистом, националистом, смутьяном, спасителем, святой... Она - одна из самых выдающихся политиков в Татарстане и, возможно, самая влиятельная татарская женщина со времен Сююмбеки (которая правила Казанским ханством в середине 16 века).
Байрамова - основатель и лидер партии татарской независимости ("Иттифак"), которая выступает за абсолютную и полную независимость Татарстана, восстановление татарского государства и возрождение его былой славы.
Ее бескомпромиссная позиция по многим вопросам резко контрастирует с политикой президента Шаймиева, основанной на достижении согласия. Этнические русские в Татарстане смотрят на нее как на свою Немезиду. Короче, Фаузия Байрамова - это самый спорный политик в Татарстане. Ее политическое влияние во многом происходит из ее сложной и уникальной личности, которая сочетает в себе железную волю Маргарет Тэтчер и сострадание Матери Терезы.
Ее биография дает ключ к пониманию того, что привело ее к политической известности. Байрамова Фаузия Аухади кызы родилась 5 декабря 1950 года, в деревне Сабай в Сабинского района Татарстана. После окончания средней школы она продолжила свое образование в Казани, сначала в театральной школе, потом на филологическом факультете Казанского государственного университета (1983-1989).
Она начала свою профессиональную карьеру с работы на местной студии телевидения в Казани. Позже она работала в издательстве. Будучи журналистом и редактором, она писала для многих газет и журналов.
В 1986 году, когда она была уже состоявшимся писателем, ее приняли в престижный Союз писателей СССР. Ее литературные произведения включают такие работы, как "Болын" ("Луг", 1986), "Сэнгать деньясына сэяхэт" ("Путешествие в мир искусства", 1989), "Мон" ("Мелодия", 1991), "Мэйдан татарларны кетэ" ("Площадь ждет татар", 1992), "Кара урман" (Черный лес", 1997), "Безне онытмагыз" ("Не забывайте нас", 1998) и "Дэверлэр кучешендэ" ("На переходе веков", 1998). С 1994 года она член президиума Союза писателей Татарстана.
Политическая карьера Байрамовой началась в 1988 году, когда она оказалась вовлеченной в учреждение Татарского общественного центра ("Татар ижтимагый узеге", ТОЦ), общественной организации, которая выступала за такие цели, как повышения уровня Татарстана от "автономии" до "союзной" республики, повышение роли татарского языка и т.д. Она была выбрана сопредседателем ТОЦ.
Два года спустя она стала одним из основателей "Иттифак", первой некоммунистической партии в Татарстане. Во время первого конгресса партии Байрамова была выбрана ее председателем и была повторно избрана на тот же пост на четвертом конгрессе в 1997 году. "Иттифак" имеет отделения в более чем 30-ти районах Татарстана. Она издает свою газету "Алтын Урда" ("Золотая Орда"). Главной целью партии является достижение независимости Татарстана и установление демократической политической системы в республике.
В 1990-95 годах Байрамова была депутатом парламента Татарстана. В эти годы парламент принял много документов, которые заложили основу для особого статуса Татарстана в Российской Федерации (которую она предпочитает называть "Российская империя"). Байрамова приняла активное участие в создании таких документов, как "Декларация суверенитета Татарстана" (1990), "Результаты референдума по суверенитету Татарстана" (1991) и Конституция Татарстана.
В 1991 году Фаузия Байрамова организовала голодовку в Казани в знак протеста против проведения выборов президента России на территории Татарстана. Голодовка длилась 14 дней и вызвало широкое движение протеста, которое окончилось победой - 27 мая парламент Татарстана объявил, что выборы президента России не будут проводиться на территории Татарстана. Это было первой большой победой татарского национального движения.
В следующем году был учрежден Милли Меджлис, неофициальный парламент татарского народа. В 1994-97 годах Байрамова работала его председателем. С начала девяностых годов она участвовала в работе по укреплению единства между тюркскими народами мира. В 1990 году она участвовала в Первом Конгрессе тюркских и мусульманских народов, проведенном в Москве. В 1991 году Байрамова приняла участие в учреждении Ассамблеи тюркских народов в Казани и стала одним из ее лидеров. Работа в этом направлении позволила ей съездить во многие страны, где она выступала с речами и представлениями от имени этих организаций. Она посетила Нидерланды и Бельгию (1990), Турцию и Турецкую Республику Северного Кипра (1991-1998), Германию (1990), США (1992), Данию (1996), также как и Украину, Крым, прибалтийские государства, Центральную Азию и множество российских регионов.
Фаузия Байрамова надеется скоро еще раз посетить Соединенные Штаты. Она с нетерпением ждет возможности встретиться с членами диаспоры волжских татар, с американскими политиками, учеными и общественными деятелями.
В настоящее время Байрамова занимается приготовлениями к Конгрессу народов Поволжья. Она продолжает свою деятельность в татарских, тюркских и мусульманских делах.
Фаузия Байрамова живет в городе Яр-Чаллы (Набережные Челны). У нее двое детей: ее дочь Зульфия Кадирова в настоящее время живет в Соединенных Штатах и работает над докторской диссертацией по истории Ислама. Ее сын, Сулейман, учится в исламском университете в Малайзии. В прошлом году Фаузия Байрамова съездила Саудовскую Аравию и совершила Хадж.
Перевел с английского Тимур Биккинин


Комментариев нет:

Отправить комментарий