О ТАТАРСКИХ НАЦИОНАЛИСТАХ И
РУССКИХ ПАТРИОТАХ
Ян Гордеев
Татарский национализм лишен
целостной и адекватной концепции этнического самосохранения и национального
развития. Такой вывод можно сделать, познакомившись с публицистикой и выступлениями татарских
националов. Ими правят либо откровенная русофобия и сепаратизм (что само собой
не является истинной национальной идеологией), либо пассивное нытьё по поводу
утраченной государственности и уплывшего суверенитета. Причем последние
настроения явно преобладают. Татары сегодня не довольны отношениями с Москвой,
но какими они хотели видеть эти отношения не понятно. В идеологическом багаже
татарских политиков нет внятной программы и ясного видения собственного этнического
будущего.
За 20 лет относительной свободы
татарская интеллигенция не выдвинула из своей среды ни одного национального идеолога. Максимально близко к исполнению
этой роли подошла лишь Фаузия Байрамова, но ее радикализм, равно как и попытки
заигрывать с западной плутократией, превратили ее в маргинальную и политически
неадекватную фигуру.
Минтимер Шаймиев, отчасти
выполняющий сегодня роль татарского лидера, национальным идеологом тоже не
стал. Нет таких людей и в ближайшем окружении президента Татарстана. Даже
Рафаэль Хакимов, один из самых способных и видных татарских националистов поразил меня своей пассивностью, а его
«национализм» свелся к примитивной национально-культурной автономии - большего
татарам, по его словам, и не нужно.
Тем не менее, татарские политики
очень хорошо понимают проблемы своего народа, из которых самая главная это
ассимиляция. По распространенной привычке они часто предпочитают ругать Россию
и русских вообще, а не решать проблему.
Такая ситуация, на мой взгляд, сложилась из-за ошибочного понимания ими
некоторых вещей в современной России:
во-первых, они отождествляют
существующий в стране политический режим с русским народом. Это неверное
представление.
во-вторых, невозможно с одной
стороны поддерживать стремление Москвы растворить русское население страны в
котле единой политической нации - «россиянстве», а с другой стороны требовать
сохранить свою этническую самобытность. Также очень глупо поддерживать власти в
борьбе с русскими националистами, и критиковать Москву за преследования
татарских националистов (Байрамовой, братьев Кашаповых, Рашида Ахметова).
Причина этих заблуждений кроется
в отношении татарских политиков к русскому народу, которое весьма далеко от
благожелательности и часто переходит в нескрываемую русофобию. Не буду анализировать
причины этого явления, просто отмечу - это роковой просчет большинства
националов. Конечно, есть среди татарских интеллигентов те, кто эту ошибку не
совершает, например, упомянутый мною Рафаэль Хакимов, ученый историк Дамир
Исхаков и блестящий публицист Фандас Сафиуллин, но таких ничтожное меньшинство.
В общем и целом мейнстрим татарской национальной политики так и остался
русофобским и сепаратистским в разных вариациях и степенях.
Вместе с тем татары с большим
интересом (и опасением) наблюдают за ростом русского национализма. Президент
Татарстана в 2007 году назвал этот процесс опасным. И страх этот вполне
объясним, сами русские националисты своим радикализмом подготовили почву для
него. Значительная часть нашей патриотии не скрывая, мечтает отменить всякие
татарстаны, башкирии и прочие якутии, а нерусские народы русифицировать. Кому
это понравится? Да и СМИ здесь тоже изрядно постарались. Созданный масс-медиа
образ «русского фашиста» ненавидящего «чурок, мусульман и жидов» пугает
большинство россиян (прошу прощения за термин)
Я давно задаюсь вопросом: почему
русский национализм до сих пор прямо не высказал своего отношение к нерусским коренным народам,
компактно проживающим в России? Речь идет не о каком-то абстрактном отношении,
вроде межнациональной дружбы, а о конкретном политическом проекте. Что русские
националисты предложат «инородцам»? Приходится признать, что русский
идеологический багаж здесь тоже пустой.
Обычно национал-патриоты нарочито
опускают эту тему. Они любят рассуждать, о том, что русских в стране более 80
процентов, а остальные народы вместе взятые занимают лишь десятые места и отношение
к ним должно быть десятое. На таких вот глупых рассуждениях умело играет
плутократия, пугающая обывателей национализмом. Дескать, русский, татарский,
башкирский и прочие национализмы разорвут Россию на части, и перепуганный
обыватель верит в это. Потом его не трудно убедить в том, что нам всем лучше превратиться в «россиян» -
некую внеэтническую политнацию потребителей, этаких «иванов и ильдаров не
помнящих родства». Этим, кстати,
объясняется и скандальная реформа школьного образования с отменой
национальной компоненты и унификация
языков народов России и другие антинациональные пертурбации проводимые
федеральным Центром.
Быть может, кому-то покажется парадоксальным,
но я не вижу особых противоречий между русским и, например, татарским
национализмом или национализмами других народов России. Я считаю, что эти
идеологии могут, и должны успешно сотрудничать друг с другом. Ведь
национализм, по сути, двойственен. С
одной стороны он опирается на «своих», но с другой стороны испытывает
определенное притяжение к национализму других народов, даже если речь идет об
обыкновенном сочувствии или уважительном отношении. Почему же татарский
национализм основан на русофобии, а русский национализм игнорирует другие
народы России? Как национал-патриоты могут сотрудничать? В чем проблемы федеративного
устройства страны? Каким ему быть в будущем? Вот об этом мы и поговорим.
Продолжение следует.
Сайт-источник: http://gordyian.livejournal.com/8723.html
На мой взгляд допустим союз с умеренным русским национализмом , с крайними националистами нет смысла устанавливать связи.
ОтветитьУдалитьНа определенном этапе это поможет в борьбе в правящей элитой.