понедельник, 2 июля 2012 г.

Крещенные татары, кряшены

Крещенные татары, кряшены

1. В «Материалах по истории Башкирской АССР» (М.-Л.,1949, т.3) опубликован документ, озаглавленный следующим образом: «Представление переводчика Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухамбетя Уракова императрице Елизавете Петровне об истории башкирского народа, управлении, экономике, социальных отношениях башкирского и другого нерусского населения Уфимского уезда и о мерах по улучшению управления краем» от 1746 года не позднее 9 марта. В нем говорится: «Всему народу известно, что в.и.в. высочайшим указом соизволите подтверждать — из мухамметан и из идолопоклонников кто воспримет христианскую веру без принуждения по всему желанию, тех наградить от платежа податей на урочные годы льготою. А издревля имелись Уфимского уезду новокрещены около тысячи полторы душ, жительство имели во оном уезде на Казанской, Осинской и Сибирской дорогах в разных з башкирцами и с татарами в дальних местах от российских городов и сел, особливо для их церквей и священников не бывало. А в прошлом 1736 году бывшей стацкой советник Кирилов, увидя оные их непорядки, построил на Ику реке городок называемую Нагайбацскую крепость, где имеетца камандир из штаб-офицеров и для обучения их священник, в котором их собрал з женами и з детьми, и определен над ними из русских атаман, есаул и писарь. Сложа с них положенной ясак, определил их в казачью службу и отведено им пахотных земель и сенных покосов с протчими угодьи довольно без всякой платы из башкирских земель, кои служили при той крепости... Точию после того указу от тамошних камандиров ради похлебства разселены из оной крепости по-прежнему в разные дороги и деревни з башкирцами и татарами на башкирской вотчинной земле без всякой же платы" (www.vatandash.ru).

2. Кряшены (тат. керэшен от русск. крещён; крещёные татары, тат. керэшен татарлар) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии и в Башкортостане.
При подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены в «Перечне народностей» были отнесены к «неточно обозначенным народностям». При разработке результатов переписи в виду бытовых особенностей кряшен и в интересах местного управления было признано полезным не относить кряшен к татарам, а учесть эту группу населения отдельно. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшен было 101,4 тысяч человек.
В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен: в советское время было официально распространено мнение, что кряшены являются частью татарского народа, этой же версии придерживаются и современные этнологи; в то же время заметная часть кряшенской интеллигенции отстаивает мнение о кряшенах, как отдельном народе
В республике Башкортостан кряшены компактно проживают в Бакалинском районе в сёлах Старые Маты и Новый Маты (Эрнэш), Новый Илик (Новоиликово, Яна Илек), Умирово, Новые Бакалы, Новый Балыклы (Яна Балыклы), Бюзюр (Бузюрово, Божыр), Утарово (Утар), Кураз, Старый Азмей (Старое Азмеево, Иске Эзми) (совместно с башкирами) и др. По результатам переписи 2002 года, всего в Башкортостане проживают 4510 кряшен; по неофициальным данным — более 10 тысяч.

3. Кряшены: судьба народа без названия (www.missiakryashen.ru)
Александр Владимирович Журавский,кандидат исторических наук, кандидат богословия.
«Мало кто знает о судьбе такого небольшого православного народа, как кряшены; их еще не вполне верно именуют крещеными татарами. Сами кряшены отказываются называться «крещеными татарами», считая себя народом, чья история, культура, вера и, отчасти, язык отличаются от татарской истории, культуры, веры и языка. До революции кряшен называли старокрещеными татарами, в отличие от новокрещеных, обращенных в христианство преимущественно в 18 веке не без помощи насильственных мероприятий правительства. История кряшен как самобытной этнической группы до сих пор не исследована, хотя тех, кто имеет кряшенские корни, насчитывается ныне около 600 тысяч человек. Полагаем, что причиной этому является целый ряд идеологических причин. В частности, в среде татарских ученых до сих пор принято считать, что кряшены являются группой татар, принявших православие в 16 веке (при царе Иоанне IV). Соответственно и отношение к кряшенам примерно такое, как древних иудеев к самарянам. Сами кряшены убеждены, что кряшенский народ был крещен еще до взятия Казани Иоанном Грозным и к татарам отношение имеет отдаленное. Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время.
В науке о кряшенах имеются самые противоречивые сведения. Ю. Г. Мухаметшин в своей работе «Татары-кряшены» утверждает, что «кряшены являются одной из групп казанских татар, отличающихся от них некоторым своеобразием материальной культуры». Другой татарский историк Д. М. Исхаков в «Исторической демографии татарского народа» в целом соглашаясь с упомянутым исследователем, в то же время указывает на недостаточную аргументированность вывода об отнесении кряшен к казанским татарам». Далее Исхаков пишет: «Нельзя не обратить внимания на наличие в культуре кряшен слоя, связанного с христианством и русской культурой, что придает специфичность этой группе. Все это показывает, что вопрос о положении крещенных татар в этнической структуре средневолжско-приуральских татар нуждается в дальнейшем обсуждении и уточнении… Во время переписи 1920 и 1926 гг. группа «кряшен», как известно, фигурировала в числе этнической единицы. Причем этноконфессионализм «кряшен» осознавался крещеными татарами как этноним. Одним словом, оснований считать крещеных татар особой общностью более чем достаточно. Другое дело, какая это общность — этнографическая или этническая. Мы склоняемся к мнению о том, что кряшены являются этнокультурной (этнографической) общностью…»
Однако далеко не все ученые разделяют это мнение. В учебном пособии К. И. Козловой «Этнография народов Поволжья» (МГУ, 1964) из ряда бытовых отличий, в частности, в свадебном обряде кряшен и татар-мусульман, делается вывод: «Эти различия нельзя объяснить только религиозной принадлежностью этих групп татар. До сих пор не выяснен вопрос о происхождении крещенных татар». В энциклопедии «Народы России» (1994) в статье «Этнический состав населения России» известный этнолог С. И. Брук, отмечая различные группы этноса татар, высказал следующую мысль: «Сейчас требуются специальные исследования для того, чтобы определить, какие из этих групп бесспорно являются частью татарского этноса, а какие сохраняют свою обособленность. Во всяком случае, так называемые сибирские татары, а возможно нагайбаки, кряшены и некоторые другие имеют не меньшее основание считаться самостоятельными этносами, чем частью татар… Вызывает сомнение и объединение близких по языку и культуре этносов в более крупные народы, проведенное в 1920-1930-х годы под давлением сверху, зачастую вопреки воле этих этнических групп».
Действительно, кряшены в 20-е годы признавались государством в качестве самобытной народности, имели собственные газеты, национальную интеллигенцию, проводили кряшенские съезды. В годы сталинской национальной политики кряшен причислили к татарам, принудительно поменяв их паспорт.

4. Обращение "иноверцев" в христианство происходило в Нагайбакской крепости, построенной в 1736 г. (ЦГА БАССР, ф. 2, оп. 65, д. 12), таких в последствии называли «новокрещенцы».
Однако известно, что селения крещеных татар существовали здесь уже с XVI веке. В преданиях, распространенных среди самих нагайбаков говорится. «После взятия Казани царем Иваном Васильевичем, ногаи окрестились, записались в подушный налог и переселились в свободные башкирские земли».
Это находит подтверждение в отдельных источниках, из которых видно, что деревни крещеных татар существовали на этой территории давно. Например, еще в исторических актах 1676 г. говорится о набеге башкирцев на крещено-татарские деревни Баграж и Ляки Уфимского уезда, расположенных на Закамской линии (Кеппен, 1861, 360). Крещеные татары, живущие в указанных районах, в архивных документах и записях Уфимской епархии обозначены как «старокрещеные» (Златоверховников, 1895, 120—ISO). Почти все деревни крещеных татар Мензелинского и Белебеевского уездов Уфимской губернии — Юшады, Мелекес, Савалеево, Маты, Ахманово, Азмеево и другие указаны в списке сел старокрещеных татар (ЦГА Б АССР, ф. 138, оп. 2, ед. хр. 47).
В Нагайбакской крепости и в ее окрестностях жили кряшены-казаки и кряшены-тептяри, так называемые ясачники. Например, по архивным данным, в 1831 году в д. Бакалы — жили 49 кряшен-тептярей, 121 казак; в д. Балыклы — 61 кряшен-тептярь, 77 казаков; в д. Ахманово — 21 кряшен-тептярь, 92 казака; в д. Маты — 57 кряшен-татар, 132 казака и т.д. (ЦГА БАССР, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 2559). Между ними часто возникали споры из-за земли. Впоследствии, когда казаки были переселены на Оренбургскую линию, на их земли были переведены крещеные татары из центральных районов Казанской губернии.
Число кряшен постоянно увеличивалось и за счет христианизации местного населения в крепости Нагайбак. Насильственная христианизация местного языческого и мусульманского населения собственно и послужила одной из причин того, что это население встало на сторону Пугачева.

5. В XIX столетии наблюдается сильное отступничество, новокрещенцы отказываются от насильно навязанной им веры, и миссионеры направляют свои усилия на строительство церквей. Так, по статистическим данным Уфимской епархии, строительство церквей во многих деревнях относится к концу XIX столетия:
в с. Мелькени церковь построена в 1890 г. (в приходе: 1818 - старокрещеных татар, 80 - отпало в магометанство);
в с. Ахманово церковь построена в 1893 г. (28 — чувашей-язычников и старокрещеные татары) (Златоверховников, 1899, с 120—130).

6. Интересно, что кряшены наряду с христианскими праздниками отмечают и языческие. Вот такая заметка была обнаружена мной в интернете в январе 2011 г.:
Вместе с кряшенами - православным тюркоязычным народом - древний праздник Зимнего солнцестояния отмечают в Поволжье чуваши и удмурты.
Традиция кряшенского Нардугана (рождения Солнца) как и русских Святок уходит в языческие времена, поэтому Православная церковь не одобряет этих праздников, но и не запрещает их. Согласно кряшенскому обычаю, в эти дни, следующие сразу за праздником Рождества Христова, следует одеваться в самые красивые наряды, ходить в гости, дарить подарки и поздравлять соседей. Девушки гадают о будущем муже и поют песни.
Святочные праздники у кряшен завершатся в канун праздника Богоявления (Крещения Господня) 19 января
Всех тех, кого заинтересовала история кряшен, я отсылаю на сайт www.kryashen.ru. Собственно часть материалов и была заимствована мной там.

7. Ну и в завершение этой темы хотелось бы отметить, что власть предержащие не меняются в своих привычках по переписыванию истории, национальностей и т.п. Так в первом десятилетии ХХI века, в Республике Башкортостан в процессе «башкиризации» населения многие татары, в том числе крещенные татары (кряшены) были «переписаны» башкирами.

Купцов О.С.
декабрь 2010 - март 2011 г.

сайт: http://nailtimler.narod.ru/tatars_in_russia/bashkortostan_kryasheny.html

1 комментарий:

  1. Интересно, что "ученые-историки по татарам" так и думают, что татары и " кряшены" (православные татары) - это якобы "разные народы". В самом деле, получается, что "вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную "Историю татар", все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений происхождения и истории вообще татарского народа..." (Рафкат Галими, из письма независимому татарскому историку Г.Р. Еникееву), см. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3

    Как совершенно верно выразился доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, "подлинная история татар,народа во всех отношениях исторического, еще не написана". Но после этого, в 2005-20013 гг., вышли статьи и книги независимого татарского историка и профессионального правозащитника Г.Р Еникеева.

    Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».

    Читайте отзывы Рафката Галими и других татарских мыслящих и просвещенных людей на книги Г.Р. Еникеева на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/

    Там же главы из книг и статьи Г. Еникеева.

    В Год Татарской истории (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар".

    В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.

    Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

    Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ

    Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website: www.smashwords.com/profile/view/MIG17

    ОтветитьУдалить